Сочи не хватило стоянок для вернувшихся из-за рубежа яхт
В России не хватает современных марин для развития яхтенного туризма — только на азово-черноморском побережье дефицит стоянок для яхт составляет 10 тысяч мест. Этим летом проблема обострилась из-за притока яхт россиян из-за рубежа
В популярных яхт-клубах российских туристических регионов практически закончились места для лодок до конца лета. Так, у сети яхт-клубов Burevestnik Group крупнейшая марина в Сочи до конца лета почти полностью укомплектованы — мест для стоянки практически не осталось. В Sochi Grand Marina на июль—август заполнены более 90% мест, невыкупленных мест в эллингах — сооружениях для зимнего хранения лодок в яхт-клубе — также осталось немного, рассказали в Burevestnik Group.
Отмечается нехватка на побережье Чёрного моря современных яхтенных портов и мест для стоянки маломерных судов на курортах. На черноморском побережье существует кратный дефицит мест. На всем побережье найдется около 400-500 мест для парковки без полноценного обслуживания. Потребность же составляет не менее 10 тыс. мест.
Причин дефицита мест для стоянки яхт две: первая — слабое развитие индустрии в целом. В России традиционно не хватает мест в маринах. При этом нехватка мест ощущается во всех регионах. Вторая причина — приток российских судов из Европы на фоне санкций.
Российский союз туриндустрии (РСТ) еще в 2021 году отмечал рост популярности яхтенного туризма. По оценкам ассоциации, до пандемии на яхтинг за рубеж ежегодно выезжали около 200 тыс. россиян. Популярностью для таких поездок пользовались страны Европы, где развит этот вид отдыха и существует большая сеть марин, в частности Испания, Франция, Италия, Греция, Хорватия, Польша, а также Турция.
Россия занимает второе место в мире по покупке яхт после США, отмечается в концепции развития яхтинга на азово-черноморском побережье, которая датируется 2021 годом. При этом, по экспертным оценкам, их ремонт, хранение, стоянка, а также эксплуатация происходят преимущественно за пределами России. На стоянку и обслуживание своих яхт за границей россияне ежегодно тратят около €200 млн, оценивали в РСТ. Часть владельцев хотели бы перевезти их в Россию, но сталкивались со сложностями — в частности, со сложной процедурой растаможки, отсутствием достаточного количества стоянок и профессионально подготовленных экипажей, отмечали эксперты союза.
После начала специальной военной операции на Украине российские владельцы яхт, которые использовали их для отдыха за рубежом, столкнулись с новыми сложностями из-за санкций. Возможности путешествовать в страны ЕС оказались ограничены из-за ужесточения визовой политики, а власти европейских стран начали арестовывать имущество попавших под санкции россиян. Только в Финляндии в марте 2022 года была арестована 21 яхта российских бизнесменов. В апреле прошлого года испанская газета El Pais сообщала, что европейские власти задержали яхты общей стоимостью €1,8 млрд, владельцами которых якобы были российские предприниматели. В частности, под арест на Балеарских островах попала яхта Tango, принадлежащая Виктору Вексельбергу. В апреле 2022 года с введением Евросоюзом пятого пакета санкций судам с российским флагом запретили вход в европейские порты. Запрет также распространяется на суда, сменившие флаг после 24 февраля 2022 года.
Владельцы яхт выбирают для швартовки страны, расположенные в районах, где они любят плавать, но оценить, как много лодок могло принадлежать россиянам в странах Европы, эксперты затрудняются. Если говорить только об элитном сегменте так называемых суперъяхт (лодки длиной более 30 м), которых в мире насчитывается около 5 тыс., то, согласно данным британского отраслевого портала SuperyachtNews, россиянам принадлежит около 370 суперъяхт, или около 8,8% всего флота таких яхт. С 2015 года самыми популярными местами для плавания яхт, принадлежавших гражданам России, были Средиземное море и Карибский бассейн, также они заходили на ремонтные верфи в Северной Европе. В июне 2023 года стало известно, что в Россию вернулась 142-метровая суперъяхта Nord, предположительно принадлежащая основному акционеру «Северстали» Алексею Мордашову, — с весны 2022 года она несколько раз заходила в порт Владивостока.
В октябре 2021 года проблема яхтенного туризма в России привлекла внимание властей: тогда правительство утвердило специальную концепцию ее развития до 2030 года с целью популяризации и повышения качества этого вида отдыха, а также создания сети марин — районов интенсивного яхтинга с инфраструктурой услуг (в общепринятом понимании марина — это место, где есть гостиницы и жилье, можно поесть, пройтись по магазинам и прогуляться). Центрами яхтенного туризма, согласно этой концепции, должны стать Краснодарский край, Севастополь и Крым, Петербург и Ленинградская область, Приморский край, Архангельская, Калининградская и Ростовская области, Татарстан, ряд приволжских городов, а также Москва.
Для азово-черноморского побережья властями Краснодарского края была утверждена отдельная концепция развития яхтинга. На текущий момент в России отсутствуют современные марины третьего и четвертого поколения (в первом случае речь идет о специально построенных портах для стоянки яхт, а во втором — о маринах с жилыми зданиями, гостиницами, общественными зданиями и другой инфраструктурой для туристов). Есть несколько марин предыдущих поколений — по сути, это стоянки для яхт или плавсредств. По состоянию на 2021 год в Краснодарском крае на побережье Черного моря было девять объектов яхтенной инфраструктуры, вмещавших до 600 судов. При этом лишь два из них представляют собой современные яхтенные порты — Sochi Grand Marina и Имеретинский яхтенный порт (их вместимость составляет около 400 яхт). Одним из первых пилотных проектов станет морской рекреационный комплекс «Коста Марина» в Хосте.
Рост спроса наблюдается не только на местах для стоянки, но и на заказ новых яхт в России. Если раньше подавляющее большинство ориентировалось на европейский и американский яхтенные рынки, то сейчас очень многие стали рассматривать яхты российских производителей.